Преподаватели детских школ искусств остались без положенных выплат
К нам обратились сразу три преподавателя ДШИ города Улан-Удэ. Педагоги в отчаянии, они говорят, что их зарплаты существенно сократились за последние два года.
В коллективах детских школ искусств № 5 и 8 накалилась ситуация. А все из-за того, что педагоги не дополучают свои стимулирующие выплаты, входящие в состав зарплат, и премии. Ситуация в некоторых случаях доходит до абсурда.
На грани увольнения
Председатель профкома ДШИ № 8 Амина Николаевна Ли не в первый раз появляется на страницах нашей газеты. Мы писали, что женщину дважды незаконно увольняли из детской школы искусств.
– Травля началась в 2013 году, после того как я вышла из декретного отпуска. Меня удивило, что в ДШИ были продавленные полы, стоял невыносимый запах в туалете, в хореографическом классе в полу зияли дырки так, что дети могли получить увечья. На педсобраниях я начала задавать вопросы, почему в учреждении отсутствует ремонт, хотя были так называемые «добровольные» пожертвования – с каждого родителя собирали по 700 рублей. Кроме того, большинство педагогов не видели своих премий и стимулирующих выплат в том объеме, в котором они должны были быть. В итоге после моих острых вопросов и неоднократных обращений в надзорные органы по поводу многочисленных нарушений трудового законодательства со стороны администрации и после моего избрания председателем профкома ДШИ в 2015 году директор Татьяна Гунгаева инициировала мое увольнение, – рассказала Амина Ли.
Как потом оказалось, женщину увольняли дважды – в 2017 и 2021 годах. Но каждый раз она восстанавливала свои права и возвращалась на рабочее место благодаря объективным и справедливым действиям прокуратуры и Верховного суда Бурятии. Сейчас педагог переживает, что ее могут уволить в третий раз за организацию второго профсоюза в апреле 2023 года, куда вошли семь человек.
– Преемница Татьяны Гунгаевой, а ныне директор ДШИ № 8 Эржена Стальевна Алешина, которая в свое время работала у нас завучем, усилила гонения и дискриминацию членов моего профсоюза за элементарное желание навести порядок в распределении наших стимулирующих выплат, входящих в состав наших зарплат. По поводу ее безобразного на протяжении года поведения в наш адрес мы обратились с письменным заявлением в комитет по культуре администрации города Улан-Удэ. В августе этого года состоялась встреча, на которой вместо того, чтобы согласно отраслевому соглашению между профсоюзом работников культуры РБ и комитетом по культуре о социальном партнерстве и соблюдении законности по коллективному договору, а также недопустимости ущемления прав работников, наш учредитель встал полностью на сторону Алешиной, обвинив во всем нас. Хотя у нас имеются все переписки и скриншоты, где директор занимается оскорблениями, наговорами, угрозами в адрес каждого члена нашего профсоюза. Ни одного замечания в адрес директора мы не услышали. Более того, председатель комитета по культуре Ирина Владимировна Ковалева посмотрела на меня и с издевкой спросила: «Ну, что? Куда теперь, Амина Николаевна, пойдете? К Малахову? Или к Путину?» – рассказывает Амина Ли.
Вывести из тени
Согласно майским указам Путина (2018 год), зарплата педагогов должна дотягивать до средней по региону, то есть на сегодня 67 тыс. рублей. С этой целью из федерального в республиканский бюджет поступают стимулирующие средства. В самом названии заложено, что деньги должны стимулировать, то есть вдохновлять педагогов, а не делать так, чтобы люди уходили с преподавательского поприща. Но как же обстоят дела в Бурятии?
– При прежнем директоре я так же, как и сейчас, исполняла обязанности председателя профкома, и после представления прокуратуры меня включили в комиссию по стимулирующим. Вы знаете! Когда я увидела, какие там распределялись суммы, то была в шоке. Основная масса получала «копейки», а несколько человек – суммы 60–70 тыс. рублей только стимулирующих. Меня попросили педагогам ничего не говорить, мол, «деньги любят тишину» и это персональные данные. Я возмутилась и потребовала, чтобы стимулирующие сделали прозрачными. И после этого любой педагог знал, какую сумму он получил и за что. Более того, мы все знали школьную тарификацию, у кого-какая нагрузка и какой ежемесячный фонд стимулирования, – пояснила Ли.
На сегодняшний день на мое заявление к Алешиной сделать прозрачной комиссию, согласно колдоговору ввести туда завотделениями и профком, поступил письменный отказ. С 1 сентября прошлого года Алешина единолично, только став директором, назначила себя председателем стимулирующей комиссии. Ей помогает завуч.
– После этого мы перестали получать стимулирующие выплаты в полном объеме, – считает Амина Ли. – Допустим, педагог заработал 200–300% «стимула», а ему половину суммы директор убирает и переносит на следующий месяц. И так происходит постоянно в течение года.
В прошлом году на День учителя мы получили по 2000 рублей, хотя ранее получали по 20 тыс. рублей. И так же на Новый год – 2000 рублей. Отсутствие стимулирующего фонда директор объяснила тем, что деньги были выплачены Амине Ли по решению суда о возмещении судебных расходов, по восстановлению на работе. Это 103 тыс. рублей. Но это абсурд, фонд зарплаты закладывается на финансовый год и не зависит от единовременных выплат. А в этом году снижение наших зарплат Алешина объяснила преподавателю ДШИ № 8 Бимбе Батодоржиевичу Балданову тем, что наши стимулирующие пошли на увеличение зарплат пенсионеров, которых она приняла вновь. Считаем все происходящее запутыванием педагогов, запугиванием сокращением часов, увольнением и нежеланием учредителя и администрации школы рассказать людям правду про наши зарплаты и «стимул». Также членам моего профсоюза директор уменьшила педагогическую нагрузку практически до ставки, приняв на работу новых педагогов на освободившиеся часы. Тем самым она увеличила стимулирующий фонд, который, когда полностью нами не освоен или не дают освоить, плавно переходит в фонд экономии зарплаты. Из этого фонда выплачиваются ежегодные и ежеквартальные премии, которые распределяет единолично директор своим приказом. Все происходящее считаю нарушением прав педагогов, произволом, превышением должностных полномочий и самоуправством со стороны учредителя и директора школы. Призываю всех педагогов, испытавших на себе подобные нарушения и произвол со стороны администраций, а таких много в других школах, не бояться, отстаивать свои трудовые права и верить, что правда победит, – сказала Амина Ли.
Вопрос к прокуратуре
Амина Ли оказалась в такой ситуации не одна. Много вопросов накопилось у педагогов ДШИ № 5. К нам обратились преподаватели Елена Константиновна Пляскина и Мария Владимировна Сороковикова, ознакомившие нас со своими заявлениями в прокуратуру, трудовую инспекцию и в Народный Хурал.
Из документов следует, что учителя крайне возмущены странными «ошибочными» начислениями со стороны централизованной бухгалтерии комитета по культуре г. Улан-Удэ под управлением Натальи Юрьевны Тонких.
К примеру, прошлым летом в ДШИ № 5 позвонили из комитета по культуре администрации г. Улан-Удэ и сообщили, что педагогам сделали неправильное начисление и попросили вернуть деньги. Одна странная деталь. Весь коллектив ДШИ № 5 возвращал деньги наличными по просьбе и. о. директора, которым была на тот момент опять-таки Э. С. Алешина: кто по 16 тысяч, кто по 11 тысяч.
- Мы сдали деньги, попросили подтверждение, однако только позже нам передали квитанции, причем без подписи и чеков! То есть бухгалтерия не оприходовала эти деньги, объяснив это какой-то переплатой, - пояснила Сороковикова.
Также педагог рассказала о другом случае.
– Нагрузка у педагогов такова, что им дают по две ставки часов и даже больше, но вторая ставка оформляется как внутреннее совместительство, практически она нам не оплачивается. Первую ставку нам платят полностью, а вторую в сумме 4– 5 тысяч. В нашей отрасли некоторые умные люди поняли, что нужно взять ставку в одной школе и вторую – в другой. Разница в том, что вторая ставка оплачивается как внешнее совместительство. Получается, там 24 тысячи и тут 24 тысячи. Но не все могут себе так позволить работать, – сказали педагоги.
Более того, из стимулирующих выплачиваются, по их словам, сущие копейки. Так, за 800 рублей «стимула» в месяц педагог должна прикладывать титанические усилия и буквально лезть из кожи вон, поясняет Сороковикова. В свою очередь, Амина Ли добавила, что доходит до абсурда. Так, на 2023 год от 1 сентября ее зарплата составила 24 тыс. рублей за 19 часов без учета налога. А в 2022 году такая же сумма выплачивалась за 30 часов. Спрашивается, а где тогда зарплата за прошлый год, если педагогическая нагрузка было больше почти в два раза.
Мораторий на скандалы
– Директора как хотят, так и управляют нами. Мы директору ДШИ № 5 подали заявление, чтобы она дала нам объяснение по премиям за 2022 год. Она ответила, что на нас не было приказа, как будто мы там не работаем. Объяснила это тем, что ей нужна определенная формулировка, чтобы квартальную премию выписать. Я так понимаю, что проходит три месяца и за два дня до премии мы должны выполнить какую-то работу. И это будет той самой формулировкой. Но ведь другие директора находят же обоснования и выплачивают премии в своих школах. Обратились в трудовую инспекцию, нам сказали, что у них сейчас введен мораторий на проверку музыкальных школ на два года. Тем не менее мы ждем от них ответа, – сказала преподаватель ДШИ № 5 Елена Пляскина.
Как становится ясно из этих ситуаций, к сожалению, в Улан-Удэ со стимулирующими выплатами в детских школах искусств все произошло именно так, как в свое время выразился премьер-министр Черномырдин В. С.: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Деньги, а точнее, стимулвыплаты внесли лишь неясность, недоверие в трудовые коллективы школ № 5 и 8. Кто знает, может, следовало учителям платить именно среднюю зарплату по региону без всяких допвыплат, повысить оклады и уменьшить стимулирующий фонд, тогда меньше было бы поводов для обид и взаимных претензий.