top of page
  • Фото автораasket

Виды цензуры в обществе


В информационном поле часто слышны мнения о цензуре, причём, спектр этих мнений ширится от полного запрета всякой цензуры до жёсткой фильтрации книг, фильмов, телепередач и т.д. Но есть ли в обществе понимание: что такое цензура? Не до конца осмыслив явление, невозможно выработать на него адекватный стереотип. Цензура всегда была, есть и будет. О том, что такое цензура, какими способами происходит цензурирование информации, и будет наша статья.

Цензура и представления о ней

Цензура — комплекс мер и действий, направленных на защиту одного нравственно, морально-этически, мировоззренчески и концептуально обусловленного информационного поля определённой системы (отдельного человека, группы людей, социальной группы, государства в целом) от влияния и воздействия на него информационного поля другой, концептуально чуждой системы. Цензура, как процесс управления, может носить как структурный (директивно-адресный) так и бесструктурный характер, и направлена на выявление чуждых и деструктивных информационных элементов и модулей и недопущение их в информационное поле системы, либо их полное изъятие, либо изменение и адаптирование, которое вело бы к качественному преобразованию сути такого элемента (модуля), а в оптимальном (наилучшем) варианте — на профилактику и недопущение появления в информационном поле системы подобных чуждых элементов (модулей).

Цензура — сознательный процесс управления, задачей которого является формирование необходимого информационного модуля, вписанного в рамки выбранной идеологии.

Цензура порождена общественным взаимодействием и возникающими внутри него отношениями. Качество общества, в смысле устойчивости развития, обусловлено циркулирующей в нём информацией, поток которой может сдержать, отфильтровать и направить в нужное русло цензура, например, участвуя в формировании ценностных ориентиров. Цензура фактически может являться инструментом, используемым обществом, для достижения целей развития и сохранения существующего порядка.

Давайте рассмотрим подробней, что же это за разделение такое в обществе и каковы его механизмы.

Распространённая практика, которая присутствует в политике и общественной жизни, в бизнесе и даже дружеских отношениях. Суть этого явления в том, что те, кто не соблюдают правил, или не соответствует модели поведения, заданной в определённой группе, становятся «белой вороной», не вписываются в деятельность коллектива или, что чаще всего, в иерархию какого-либо сообщества.

Так в России отмена цензуры в 1990 году привела к ещё большему распространению западных, заведомо губительных ценностей, проникающих через популярные фильмы, книги, музыку, картины и т.п., ведущих к потере не только национального самосознания, но и превращению российского общества в безликую массу потребителей, а самой России в сырьевой придаток, обслуживающий «цивилизованные» страны.


В политике: у политического течения есть своя программа и принципы, и если у какого-то индивида под воздействием жизненной ситуации поменяется мировоззрение, то он способен огласить информацию или совершить поступок, не вписывающийся в стратегию режима и не соответствующий идеалам его (режима) представителей.

Цензура в разных политических режимах правления меняет свою форму, но не смысл. Так в «демократических» государствах цензура негласная (бесструктурная), в которой неугодные темы просто замалчиваются, в отличие от «тоталитарных» режимов, где используются полицейские (директивно-адресные) методы цензурирования. Из всего этого следует, что цензура явление безликое и управляемое, напрямую зависящее от целей управляющей верхушки и разница использования её в разных политических режимах заключается только в методах цензурирования.

Если рассматривать цензуру как процесс управления, который, в свою очередь, может быть структурным и бесструктурным, то и цензуру можно разделить на ту, что носит директивно-адресный характер и ту, которая обеспечивается путём формирования информационно-алгоритмического наполнения психик, которые бы сами себя цензурировали.

«Один немец, пообщавшись с русским и поглядев на себя со стороны, выявил такое наполнение и признался: «Ваня, нам нельзя так думать!»

Обществу более знакома и понятна так называемая «классическая» цензура, когда журналисту, писателю, сценаристу либо режиссёру буквально говорится, — что можно, а чего нельзя, что можно оставить в тексте, а что должно убрать. Все тексты, статьи, литературные, музыкальные, сценические, кино- и фотопроизведения, передачи радио и телевидения, веб-сайты пропускаются через систему надзора за их содержанием на предмет соответствия либо несоответствия последнего идеологии отдельно взятой организации, партии, компании либо государства в целом.

Так, многие знают, что И. В. Сталин с карандашом в руке старался перечитывать все литературные произведения, театральные и киносценарии своего времени перед тем, как они шли в печать либо ставились на сценах театров Советского Союза, посещал театральные и кинопремьеры. Сталин прекрасно понимал важность информации, которая становится общедоступной, влияет на умы миллионов граждан и формирует их мировоззрение. И поэтому в «ручном режиме» старался пропустить через своё мировоззрение всю ту информацию, которую планировалось сделать доступной обществу страны, с целью выявления деструктивных информационных элементов и модулей для либо их изъятия, либо — изменения, которое вело бы к качественному преобразованию сути такого элемента (модуля). То есть можно утверждать, что цензура всегда нравственно, морально и этически, а в конечном итоге, по сути, — мировоззренчески и концептуально обусловлена.

Цензура Запада: невидимая и беспощадная

Страны Запада часто обвиняют Россию, Белоруссию и некоторые другие страны бывшего социалистического лагеря (Китай, КНДР, Кубу и другие) в тоталитарной сущности их государственности, в применении механизмов пропаганды и в жесточайшей цензуре, противопоставляя этому своё, так называемое «гражданское общество», в котором, как они утверждают, действует общественное и правовое обеспечение свободы слова и мнения.

Хотя, реально, на самом Западе встречаются интересные проявления цензуры, несмотря на декларацию её неприемлемости. Республиканцы очень недовольны политической цензурой своей информации со стороны демократов в свете предстоящих выборов.

В другом аспекте общественной жизни, в спорте, тоже можно наблюдать странные проявления цензуры, когда мужчинам, изменившим пол, открыты все дороги к достижению максимальных результатов, что с одной стороны, толерантно воспринимается «прогрессивным» сообществом, а с другой стороны, сопровождается молчаливым негодованием женщин-спортсменок, самоограничивающих себя в высказывании недовольства.

Через кадры

Один из способов осуществлять цензурирование — через подбор кадров, то есть отбирая людей с уже сложившимся требуемым мировоззрением.

Например, выбрав режиссёром театральной постановки человека с определённой нравственностью, можно ожидать, что в итоге получится информационный продукт с заданными параметрами. Пример: Кирилл Серебренников — знаменитый провокатор отечественной сцены, отметился сразу несколькими постановками «на грани фола». Его спектакль «Голая пионерка» в театре «Современник» в своё время наделал немало шума в театральных кругах. Но этого режиссеру оказалось мало. Свою постановку с названием «Человек-подушка» в МХТ имени Чехова он превратил в кровавый триллер, вобравший в себя все самые абсурдные приметы нашего времени.

Проводя цензуру путём кадрового подбора, можно не только привлекать к работе людей с определённой позицией, но и удалять таковых.

Можно из объёма информации выделить ту часть, которая выгодна тебе, и умолчать о том, что есть и другие аргументы. Например, в протестных движениях Навального используется «школота», где у подростков ещё нет жизненного опыта, нередко не сформировано критическое мышление, но присутствует энергия менять мир. Так, позитивная энергия стремления «изменить мир» школьников, злоупотребляется «пройдохами» в своих личных целях. Подросткам сообщают не всю информацию, а только ту её часть, которая сподвигнет их на действия, необходимые организаторам протеста.

Через систему образования

Цензура, проводимая бесструктурным способом через систему образования, может иметь своё продолжение уже в процессе осуществления человеком своей профессиональной деятельности. То есть ещё в школах, а затем и в средне-профессиональных и высших учебных заведениях на бессознательные уровни психики сгружается определённая система стереотипов, которая формирует мировоззрение, соответствующее определённой культуре определённого общества. В результате чего «на выходе» большинство прошедших через систему образования по основным, мировоззренческим (фундаментально-философским) вопросам имеют ту точку зрения (либо одну из точек зрения, допустимого в данном обществе спектра точек зрения), которую им целенаправленно (либо по недопониманию учителей) сформировали в учебном заведении.

Так, например, подавляющее большинство современных поколений жителей стран западной Европы уверены, что именно США спасли весь остальной мир от фашизма и гитлеризма.

Ниже приведён график результатов социологических опросов французов на тему: какая страна, на ваш взгляд, внесла самый существенный вклад в разгром Германии в 1945 году? (опросы проводились в 1945, 1994, 2004, 2015 годах):


Да и в целом, если обратить внимание, в каком ключе преподают сегодня историю в ряде бывших республик СССР (Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Грузии), где Советский Союз и Россия представляются извечными агрессорами и оккупантами, а представители нацистских коллаборантов перечисленных стран — борцами за их свободу и светлое европейское будущее. Это примеры цензуры, проводимой посредством системы образования.

В итоге, общество получает кадровую базу, во всех сферах его жизнедеятельности, сформированную с той или иной системой стереотипов, с тем или иным мировоззрением, сообразно которым, эти «кадры» и будут излагать свои мысли, в том числе и в статьях, литературных и музыкальных произведениях, в кино- и театральных сценариях, осуществлять свою профессиональную и политическую деятельность, да и вообще будут шагать по жизни.

Следовательно, при необходимости осветить ту или иную проблему под необходимым «заказчику» углом ничего и никому указывать и диктовать не надо. Необходимо просто доверить раскрытие той или иной проблематики определённому «кадру» с определённым мировоззрением.

Через финансирование

Ещё один способ бесструктурного цензурирования — финансовый. Если обратить внимание и отследить, на какие театральные постановки, фильмы, телешоу и другие популярные программы последние 30 лет выделяются многомиллиардные бюджетные средства в России, то мы сможем воочию увидеть, как на практике работает механизм бесструктурной цензуры осуществляемой посредством целевого финансирования и кадровой политики.

Это и «популярные» телевизионные проекты Андрея Малахова, Ксении Собчак, всевозможные «Comedy club», «Уральские пельмени» и другие передачи и телешоу, на которых поднимаются, обсуждаются и как бы высмеиваются самые низменные человеческие страсти и пороки. То есть целенаправленно, уже на протяжении более двух десятков лет в бессознательное миллионов телезрителей сгружается весь этот информационный деструктивный «мусор», опуская народонаселение страны до уровня животных и зомби.

Почему на телеэкранах отсутствуют театральные постановки, балет, опера, которые были популярными в советское время? Почему отсутствуют телепередачи, посвящённые жизни и творчеству русских писателей, поэтов, художников, музыкантов, во время которых обсуждались бы их жизненный и творческий путь, раскрывались тайны либо зашифрованные в их произведениях послания, которые они отправляли в века всем последующим поколениям?

На эти вопросы частично даёт ответы советский и российский актёр, кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации — Николай Петрович Бурляев и российский историк и публицист Евгений Юрьевич Спицын:


Приведём несколько цитат Н. П. Бурляева из их беседы:

«— Мы вот отпраздновали недавно «Год кино». И министр наш начал рапортовать о невиданном подъёме и о движение вверх. Я лично наблюдаю другое — движение вниз, скатывание туда, где царствует рубль и где отсутствует дух — о чем предупреждал Андрей Тарковский нас, что грядет эпоха киноторгаша и мы все станем лишние. — Все рукоплещут бездарностям, показывают как лучшие фильмы — ну хуже не придумаешь. Это «Лёд», это «Движение вверх» (недавние «популярные» российские фильмы), которые просто считаются триумфатором каким-то… Катастрофа в нашем кино, просто катастрофа, которая идёт под аплодисменты, как чиновников, которые рапортуют о невиданных успехах, так и моих коллег… — Фонд кино был создан 8 лет тому назад приказом Председателя Правительства Российской Федерации и туда каждый год определяется где-то по 4 млрд. рублей. — Ну вот вы семь лет работаете, 150 фильмов создали. А чем мы можем гордиться? Я профессионал, отдавший 60 лет кино, я могу назвать из этих 150 — 5 фильмов, за которые не стыдно, которые не предают кино, как искусство. Всё прочее, что вы делаете — это, как обозначил русский мыслитель Иван Ильин — «доходный промысел», «эффектная пустота». — Теперь — театр… На миллион, значит, зрителей мы отстаём, — наш город Москва, — от Рима в 16 раз, от Берлина в 22 раза, и ещё там от кого-то в 48 раз мы отстаём по количеству театров. А председатель правительства в Год театра говорит — надо сокращать театры и сливать эти театры. Что они делают? Это преступление перед культурой. — Почему вы отдаёте миллиарды рублей на, практически, театральную патологию, на «голубизну» и на пропаганду однополой любви между школьниками, нетрадиционных отношений, на откровенную русофобию — на это даются деньги? На это даётся, вот глядите: на «Гоголь-центр», как озвучил президент, дали за три года миллиард рублей, а на «Золотой Витязь» — на театральной форум, которой каждый год собирает лучшее, что есть в «Славянском театре», здесь в Москве, даётся каждый год 1 миллион 800 тыс. рублей.»

Телеканалы зарабатывают на рекламе. А стоимость минуты рекламного эфира определяется рейтингом телепередачи. Рейтинг определяет некая организация, «исследовательская компания TNS» которая находится в США. Таким образом, манипулируя рейтинговыми показателями, можно влиять на политику телеканалов. А потом удивляемся, почему так много на экране насилия и аморальщины! Рейтинг, однако!

Лидеры России

В общественной жизни люди руководствуются законом: конституцией, административным правом, уголовным кодексом и другими документами, принятыми в той или иной стране. В нашем инфополе хорошо видны примеры противостояния общественных групп, разделённых мировоззрением и имеющих разные идеалы. Некоторые группы, преступные сообщества, не соблюдают закон, поэтому, добропорядочному гражданину закрыт вход в такое сообщество цензурой этого самого сообщества.

И даже реклама нового сезона «Лидеров России» недвусмысленно даёт понять, что конкурс отбирает тех, кто хочет «преуспеть», а не служить обществу, занимаясь государственным управлением.


В бизнесе, где главенствует «гешефт» — прибыль не может быть поставлена ниже, чем идеалы человечества, наша природа, религия, а соответственно люди, которые не следуют идеалу получения максимальной прибыли не могут быть успешными в бизнес среде и отторгаются «системой».

Внутренняя цензура

До этого мы описывали цензуру, которую можно назвать «внешней», так как она обращена на окружающих, а теперь обратимся к внутренней цензуре, или самоцензуре. У каждого есть свой внутренний цензор, который определяется мировоззрением и культурными установками. Например, многие могут выражаться нецензурно в компании друзей, но при родителях не позволяют себе матерных слов. Включается внутренний цензор.

Или возьмём пример пьющего и не пьющего человека. Почему пьющий не принимает доводы оппонента? Какие установки в его психике не позволяют ему изменить своё поведение?

Человек пьющий, знает о вреде яда, но ему так удобней уходить от решения проблем и стрессов в трансовое состояние. В первую очередь эта привычка говорит о недостатке силы воли решать жизненные проблемы другими методами. Пьяный человек не слышит голос совести. Творческий потенциал не может быть реализован. На втором месте стоит зомбирующее влияние субкультуры употребления алкоголя: это и показное демонстрирование «понтов» начинающими алкоголиками; «крутость» употребления элитных напитков в «особенной» обстановке; «поддержание дружеских традиций», а иначе «дружба» исчезнет (на самом деле её уже давно и нет).

Внутренние убеждения пьющего человека будут «пропускать» к обработке только информацию, которая не сможет изменить привычки, это такая внутренняя цензура, стоящая на защите устоявшихся норм поведения. Исходит она, скорее всего, из эгрегора пьющих, из его блока защиты.

В выработке правил и норм поведения, в изменении своего мировоззрения, человек принимает участие единолично, но под воздействием входящей информации. Эти его личные убеждения и являются внутренним цензором, который определяет любые «внешние» проявления цензуры.

Участвовать в безнравственных событиях, закрыв глаза на голос совести, а по сути, солгать себе — распространённое явление наших дней и корень многих индивидуальных и социальных проблем. Важно не только проявлять Волю в достижении благонамеренных целей, но и не менее важно волевым решение НЕ участвовать в событиях, которые по сути безнравственны.

Заключение

Цензура всегда была, есть и будет. Какими бы способами она не проводилась, она всегда будет отсекать информацию, которая не укладывается в рамки принятой идеологии государства, предприятия, социальной группы, семьи и т.д.

Для этого необходимо учиться определять идеологию в любых процессах, происходящих вокруг. Это поможет понять, в какую сторону пытаются направить развитие тех, или иных событий, какой информационный модуль сформировать. Кроме того, у каждого человека должны быть свои идеалы по разным вопросам, и сопоставляя входящую информацию с ними, можно формировать своё отношение к ней, строить свою жизнь соответственно своим идеалам.


20 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page