Все великие дела начинаются с малого. Невозможно себе представить, чтобы событие, отпечатавшееся в человеческой истории, не имело бы под собой известных причин, экономических предпосылок и целой россыпи условий и условностей, повлиявших на результат. Как журчащие ручейки, спешащие со склонов гор и холмов, образуют полноводную реку, так и могучее народное революционное движение поначалу представляет собой лишь отдельные, разрозненные возмущения и слабые протесты. Только в процессе борьбы идеологической, экономической, политической, пройдя через длинный ряд побед и поражений под руководством своего авангарда, трудящиеся массы начинают осознавать себя единым классом с едиными интересами, которому по плечу любые даже самые амбициозные свершения.
Так в конце XIX века первые рабочие организации в царской России, подпольные марксистские кружки вели свою просветительскую и пропагандистскую работу в массах. Одной из таких организаций был ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», созданный в 1895 году и действовавший в Петербурге. Союз борьбы впервые в России осуществил соединение социалистической теории с рабочим движением и стал не только примером для остальных кружков и организаций, возникших в ходе роста массового рабочего движения в России, но и прообразом будущей революционной партии (РСДРП).
Под руководством Союза борьбы рабочие Петербурга смогли добиться значительных успехов в улучшении своего экономического положения. После крупной забастовки 1896 года, которая охватила 30 тысяч петербургских текстильщиков, царское правительство вынуждено было издать закон, ограничивавший рабочий день 11 ½ часами. Однако ленинская тактика руководства не ограничивалась только экономическими требованиями, она заключалась в том, чтобы, исходя из нужд рабочего, шаг за шагом подводить его к вопросу о необходимости политической борьбы, а его сознание - к пониманию классовых интересов.
Петербургский пролетариат в начале XX века не раз доказывал свою революционную сознательность, организованность и стойкость в борьбе с отрядами самодержавия. Яркой страницей такой борьбы безусловно является “Обуховская оборона”, которой посвящена очередная статья из газеты “Правда” №140 от 1951 года.
ПРЕДВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИОННОЙ БУРИ
К 50-летию «Обуховской обороны»
Пятьдесят лет назад в Петербурге произошло событие, открывшее собою новую страницу в истории революционной борьбы российского пролетариата. Это была героическая “Обуховская оборона”.
7(20) мая 1901 года рабочие военного Обуховского завода первыми в России вступили в открытое сражение с полицией и царскими войсками. Это выступление было подготовлено всей предшествующей Революционной борьбой петербургских пролетариев и всего рабочего класса нашей страны.
В 1900-1903 годах в западноевропейских странах разразился промышленный кризис, который захватил и Россию. Под ударами кризиса рабочее движение в нашей стране принимало все более революционный характер, переходя от эконоических забастовок к политическим стачками и уличным демонстрациям под боевым лозунгом социал-демократов: “Долой царское самодержавие!”.
В этой борьбе самое активное участие принимали и рабочие Обуховского завода, среди которых в течение нескольких лет работал В. А. Шелгунов - активный деятель ленинского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”. События 7 (20) мая 1901 года на Обуховском заводе разыгрались вследствие увольнения администрацией 26 рабочих - инициаторов маевки. Известие об этом вызвало сильный гнев у рабочих. Они горячо откликнулись на предложение социал-демократов-искровцев - в ответ на репрессии администрации объявить общезаводскую забастовку. В ней участвовало 3600 рабочих. Они предъявили администрации свои экономические и политические требования, выработанные под руководством искровцев. Забастовщики требовали обязательного признания Первого мая рабочим праздником, возвращения на работу уволенных товарищей, введения восьмичасового рабочего дня, увольнения ненавистного всем помощника начальника завода подполковника Иванова.
Этак скоро вы и министров потребуем уволить! - воскликнул возмущенный подполковник.
Не только министров, - отвечали ему рабочие, - но и самого царя…
Стачечники вышли на Шлиссельбургский тракт и увлекли за собой рабочих и работниц соседних предприятий, а также жителей окрестных сел.
Вскоре появились полицейские и жандармы во главе с петербургским полицмейстером. Но рабочие решили не уступать. В течении шести часов они сражались с вооруженной полицией. Им удалось дважды отбить нападение полицейских, жандармов, конной стражи и вооруженной команды завода. Безоружные обуховцы стойко встретили полицию и жандармерию. Рабочие проявили исключительное упорство сопротивления, находчивость, умение сразу же приспособиться к создавшимся условия и выбрать лучшую форму борьбы. Заняв соседние дворы, они осыпали полицейских и жандармов из-за заборов и углов домов, из окон и с крыш булыжниками, поленьями, железными болтами и гайками. На ближайшем к заводу дворе и в переулках были сооружены баррикады. Вместе с мужьями и отцами в сражении участвовали их жены, сестры, дети.
Весть о восстании обуховцев быстро облетела столицу и всколыхнула петербургских пролетариев. С разных концов города на помощь восставшим двинулись рабочие. Но полиции удалось прервать общение рабочих окраин друг с другом.
Изолированные, безоружные обуховцы смогли продержаться на баррикадах до конца дня. Даже после того, как на помощь отрядам полиции и жандармерии прибыли солдаты Омского полка, восставшие рабочие продолжали выдерживать осаду.
“Барабанный бой, выстрелы. Груды песку, пуль и камней. Кипучая деятельность за баррикадами. В воздухе пахло революцией”, - так рассказывалось впоследствии о восстании обуховцев в брошюре, выпущенной нелегально ленинской “Искрой”.
После разгрома восстания последовали жестокие репрессии. Около 800 рабочих подверглись арестам, многие были заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу. Но никакие преследования не смогли сломить рабочего движения.
В мае 1901 года социал-демократы - искровцы издали в связи с обуховскими событиями подпольную прокламацию “Петербургские рабочие к русским рабочим”. В этой прокламации содержался боевой призыв: “Дадим же знать нашему деспоту Николаю II-му, что русский рабочий - не пешка, не скот бессловесный, а человек… Всегда помните, что русский рабочий - гроза и сила, перед которой бессильно все, если мы будем действовать дружно”.
Героическая “Обуховская оборона” оказала значительное влияние на рабочих России, вызвала волну сочувствия среди них.
“Эти вспышки, - писал В.И.Ленин на страницах “Искры” о восстании обуховских рабочих, - пробуждают к сознательной жизни самые широкие слои задавленных нуждою и темнотою рабочих, распространяют в них дух благородной ненависти к угнетателям и врагам свободы. И вот почему известие о таком побоище, как было, напр., 7-го мая на Обуховском заводе, заставляет нас воскликнуть: “Рабочее восстание подавлено, да здравствует рабочее восстание!”
В.И. Ленин использовал пример боевого выступления обуховцев для разоблачения всей вздорности утверждений реформистов II Интернационала о невозможности уличной борьбы пролетариата при современной технике. “Уличная борьба возможна, - указывал Ленин, - безнадежно не положение борцов, а положение правительства, если ему придется иметь дело с населением не одного только завода”.
Крупнейшие политические события начала XX столетия - первомайская демонстрация тифлисских рабочих, состоявшаяся в 1901 году под руководством товарища Сталина, и героическая “Обуховская оборона” - славные страницы в истории борьбы российского пролетариата. Они явились предвестниками революционной бури, которая смела потом власть царя, помещиков и буржуазии. Поучительную историю борьбы русского рабочего класса глубоко изучают руководители революционных рабочих всех стран. Советские люди, изучая революционное прошлое, преисполнены чувством революционной национальной гордости за наш героический рабочий класс, за нашу великую Родину.
И. Верховцев
コメント