Фантастический коммунизм
В последнее время, обратил внимание на несколько заметок разных авторов, с рассуждениями на тему коммунистической фантастики, описывающей светлое коммунистическое будущее. По их мнению редко кто хочет серьезно думать и создавать привлекательный образ светлого будущего к которому нужно и хотелось бы стремиться. На мой взгляд, они не совсем правы, и дело здесь вот в чем…
Как-то заметил, что многие понравившиеся когда-то книги, советских времен, стали гораздо менее интересными для меня. Задумавшись над причиной, понял, что проблема заключается в изменении не только наших жизненных условий, но и нас самих (мировоззрения, психологии… всего внутреннего устройства в целом). Книги, в которых описана жизнь советских людей, в советское время, страшно далеки теперь от нас. Мы живем совсем в другом мире и стали из-за этого совсем другими людьми. Многие жизненные проблемы и сложности тех времен кажутся нам теперь глупыми, смешными и/или непонятными. Все это кажется скучным и неинтересными. И это для нас, людей родившихся и выросших в ту самую эпоху. Что уж говорить о тех, кто родился в мрачном капиталистическом Мордоре?
Читая книгу, мы всегда невольно ставим себя на место героев книги и проживаем их судьбы вместе с ними, но если мы сильно отличаемся от них, но такой ассоциации не происходит. Герои остаются для нас чужими. Это практическое наблюдение, стало доступным для нас, бывших советских людей, из-за редкого случая катастрофической социальной деградации страны и народа, когда мы все оказались отброшены из светлого будущего в мрачное прошлое.
Тот же механизм срабатывает и с фантастикой. Нам сейчас легко сопереживать героям капиталистических и феодальных фантастических миров (даже если они межзвездные и межгалактические), эти люди и миры близки и хорошо понятны для нас. Нам легко с ними ассоциироваться. Даже когда современные фантасты пытаются моделировать миры более совершенные в социальном плане, то у них невольно выходят разные варианты того же самого капитализма, от фашистской диктатуры, до либеральной демократии. Их герои близки нам, но к коммунизму не имеют никакого отношения. Если даже кто-то из фантастов силой своего гениального воображения вдруг сможет пронзить внутренним взором наше будущее и построить модель настоящего коммунистического мира, то этот мир будет казаться нам абсолютно неестественным, скучным и непонятным. Его героев будут занимать странные проблемы и чувства, оставляющие нас совершенно равнодушными… Даже если такая книга будет (была) написана, мы никогда о ней не узнаем, она провалится. Ее никто не будет читать, а тем более, покупать…
Настоящая коммунистическая фантастика, на современном этапе, может и должна описывать именно борьбу людей за коммунистическое будущее, т.е. революцию и/или переходный период. Для современной публики даже социализм уже будет (стал) не вполне понятен, а если описывать его в реалиях сегодняшнего дня, то поневоле может получиться антисоветская агитка… Если же говорить о пропаганде, то здесь возможностей достаточно много. Единственное, не нужно пытаться строить реалистичные социальные модели. Пропагандировать светлое коммунистическое будущее можно и нужно с помощью обычных сказок для взрослых. Т.е. историй, написанных для современного человека, в понятных для него реалиях, но вписанных в фантастические декорации… Впрочем, практически вся фантастика именно так и пишется.
Фантастический капитализм
Писал про фантастический коммунизм (который всегда писался с капиталистической или социалистической натуры), теперь же решил поразмышлять на тему не менее фантастического капитализма. Дело в том, что почти вся фантастическая литература (кроме советской) написана так или иначе именно про капитализм. Даже если общественно-экономическая формация в явном виде там не упоминается вовсе, или же события вписываются в феодальные/рабовладельческие декорации, речь там все равно идет именно о капитализме, о чисто капиталистических отношениях, которые практически невозможны, ни при социализме, ни при феодализме (не говоря уже про более отдаленные формации). Т.е. рисуется типичный оксюморон, абсолютно невозможный даже в фантастической действительности.
Единственное на что годятся такие произведения (кроме чисто развлекательной функции), так это для изучения когнитивных искажений, характерных для мышления апологетов капитализма. Когда капиталистические отношения рассматриваются в отрыве от самого капитализма (кстати, это явление когда-то красиво высмеял Марк Твен в своих “Янки из Коннектикута…”).
Кстати, довольно часто в фантастических произведениях наблюдается такой забавный казус, когда в явно капиталистическом (судя по всем признакам) обществе события описываются в рамках какого-то одного класса, а существование остальных упоминается схематично, мельком или вообще никак.
Нередко можно встретить упоминание эксплуатации (в том или ином виде), но при этом остается непонятным, в чьих интересах… Причем создается впечатление, что капиталисты остаются для авторов не только невидимыми, но никто из героев книги даже не догадываются об их существовании.
Причем, даже если никакие “измы” не упоминаются (а они, как правило, не упоминаются), то из контекста совершенно ясно, что речь идет именно о капитализме. Таким образом навязывается впечатление, что такое социальное-экономическое извращение, как капитализм, является естественным состоянием человеческого (и не только) общества.
Забавно, но даже описывая коммунизм или социализм (или то, что они считают коммунизмом или социализмом), то и в этом случае, апологеты капитализма всегда описывают свое родное капиталистическое общество, населенное людьми, изуродованными капитализмом, и со всеми возможными врожденными пороками капитализма… Тем не менее, штампы и стереотипы такого явно ложного понимания коммунистических идей, внушенные подобными книжками, крепко засели в сознании многих людей. Переубедить их практически невозможно.
не согласен с первой частью статьи. статьи в первую очередь посвящены принципам развитого коммунизма, описанным в книгах. а не разборам сюжетной линии. и на основе таких разборов как раз показывается людям к чему мы должны стремится.
В основном согласна с автором. В нашем капиталистическом настоящем проще представить конец света, чем светлое будущее.
Однако в любом правиле есть исключения. Например Стар Трек (Звездный путь) 60-90х годов. Или современный сериал The Orville, который притворяется комедийной пародией на Звездный путь, и под этой маской на самом деле безо всякой тени какой-либо издёвки рисует нам уверенное светлое коммунистическое будущее. Такое, в котором хочется жить.
Конечно, в сериале прямым текстом не говорится, что у героев коммунизм. Однако герои этого будущего свободно работают там, где хотят, а в их мире напрочь отсутствуют товарно-денежные отношения. Нам это показывают в открытую: когда герои, исследуя космос, сталкиваются с цивилизацией буржуазной демократии и должны войти в контакт с местными, при подготовке героев специально инструктируют на тему…