top of page

Что такое «сознание» и как оно связяно с «материей» (Бытием) 2


Платон и Аристотель


«Сознание определяет бытие, творит материю», - утверждал Платон. «Материя вечна, несотворима и неуничтожима», - заявлял Аристотель. Хотя он и был учеником Платона, но пойти на попятную в этом принципиальном споре он не мог. «Платон мне друг, но истина дороже», - воскликнул Аристотель, и продолжал настаивать на своём. Спор между представителями материалистической и идеалистической картины мира продолжается до сих пор.

Каждый в обосновании своего мировидения, как это ни парадоксально, признают наличие некоей объективной реальности, хотя и трактуют ее по-разному.

Эта объективность бытия подтверждается всей практикой, включая сюда практику научного познания. Так, например,  теория относительности А. Эйнштейна совершенно неопровержимо доказала неприемлемость субъективистского понимания И. Кантом пространства и времени, а заодно и других категорий.

Мы наблюдаем попытки решение вопроса «что первично: материя (бытие) или сознание» и в том смысле, что обе неразрывные стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как бытие, так и сознание) в результате многовекового опыта человеческой деятельности осмысливаются все глубже и конкретнее. И. Кант явно ошибался, считая, что мир как целое не дан человеку в опыте. Но мир, именно, как целое присутствует в каждом моменте, в каждой форме человеческой деятельности в виде универсальных форм этой деятельности. Человек способен двигаться по логике любого предмета, поэтому в человеческой, т. е. в социальной, форме бытия, как солнце в капле росы отражается весь вечный и бесконечный мир. Социум - это малая модель Большого Мира. Что мы с уверенностью можем сказать об этом Большом мире? Только то, что запечатлевается в универсалиях - философских категориях: ведь они на пути «от незнания к знанию»  объединяют собой и Бытие и Сознание. Мы познаем Универсум...


 


А.Н. Леонтьев


Вот что пишет о сознании А.Н. Леонтьев, советский психолог, один из основателей Харьковской психологической школы: «Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание с самого начала есть общественный продукт». (А.H.Леонтьев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ М.: Политиздат, 1975)

 

  Л.С. Выготский и А.Р. Лурия

 

Совместно с Л.С.  Выготским и А.Р. Лурией А.Н. Леонтьев создавал так называемую культурно-историческую теорию в психологии. Данное направление стремилось связать развитие человеческого сознания с общественно-историческим процессом. Основное внимание здесь уделялось промежуточному звену между стимулом и реакцией – культурному знаку, которым служит слово, символ,  произведение искусства и другие единицы. Постепенно концепция Леонтьева переросла в отдельное направление, названное теорией деятельности. Данную теорию независимо от Леонтьева разрабатывал и С. Л. Рубинштейн. Теория деятельности основывалась на том, что не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание. При этом сознание и деятельность нераздельны, сливаются воедино. Деятельность понимается не просто как совокупность рефлекторных реакций на внешние стимулы (рефлексы, инстинкты), т.к. деятельность регулируется сознанием. Её можно представить как систему действий, направленных на достижение поставленных целей.


Чем осознанная деятельность отличается от врождённых форм поведения


Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности.

Низшая нервная деятельность (И.П. Павлов) – это совокупность безусловных рефлексов, которые обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды организма, т.е. гомеостаза.

Безусловные рефлексы – это врождённые, наследственно передающиеся стереотипные реакции организма с участием ЦНС на внешние или внутренние раздражители (стимулы).


Классификация безусловных рефлексов по И.П. Павлову

- Простые (спинномозговые)

- Усложнённые (продолговатый мозг)


Классификация по биологическому значению (П.В. Симонов)

Первая группа (видовые или рефлексы сох-ранения вида; ролевые или зоосоциальные):

- половой;

- родительный;

- территориальный;

- иерархический;

- резонанса («сопереживания»). Вторая группа (индивидуальные рефлексы):

а) витальные (рефлексы самосохранения): питьевой, пищевой, оборонительный, агрессивный, регуляции сна и бодрствования, экономии сил;

б) рефлексы саморазвития: исследовательный, игровой, имитационный, преодоления сопротивления (стремление к свободе).


Данная классификация безусловных рефлексов близка к классификации различных инстинктов, которые также делят на пищевые, оборонительные, половые, родительные. Это связано с тем, что инстинкт (по И.П. Павлову) – это совокупность сложных безусловных рефлексов, которые  зависят от гормональных и метаболических факторов и имеют цепной характер, при котором завершение одного рефлекса служит сигналом следующего рефлекса. («Классификация потребностей https://blog.wikium.ru/klassifikatsiya-potrebnostej-kak-ee-vidit-psiholog-p-v-simonov.html?ysclid=ls4iwsa8tp368442322)


Инстинкт – это генетически детерминированное (обусловленное различными причинами) автономное влечение, обладающее значительной силой,  это комплекс двигательных актов или действий, соответственных организму данного вида, реализация которых в виде последовательных определенных поведенческих актов, направлена на обеспечение, сохранение и продолжение жизни субъекта. Реализация данных действий зависит от функционального состояния животного, определяемого доминирующей мотивацией и сложившейся ситуацией. «Ключевой раздражитель»  запускает соответствующий ему комплекс стереотипных действий. 

 

Теории развития сознания

Науке, которая имеет дело с сознанием, нужна теория, которая объяснила бы, что такое сознание и каково его место в мире. Единой теории сознания не существует, как и единой теории личности. Все ныне существующие теории разделены на два типа: философские и эмпирические. Первые называются «философскими», потому что выдвинуты философами, а не учеными нейробиологами. Они основаны не на подробных эмпирических отчетах, а на общих метафизических решениях проблемы сознания. Эти теории радикально противоречат друг другу относительно фундаментальной природы сознания и его места в мире.

Их можно воспринимать как попытки найти метафизические точки отсчета или предпосылки эмпирической науки о сознании. Метафизический метод — метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. Эмпирический метод – это научное познание окружающей действительности опытным путем, который предполагает взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. Эмпирические теории сознания - это, в первую очередь теории нейрональных основ сознания. Эти теории не занимаются метафизическими вопросами об истинной природе сознания, скорее они стремятся связать определенные феномены сознания с определенными когнитивными и нейрональными механизмами в мозге. При этом они также во многом противоречат друг другу. Тем не менее, здесь есть несколько основных вопросов, по которым эти теории согласуются друг с другом. Такое единство между разными теориями даёт надежду, что наконец-то будет создана единая, общая теория сознания.


Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.


Вот основные положения этой теории:

При переходе от животного к человеку произошло важнейшее изменение отношений с окружающей средой через овладение орудиями.

Овладевая природой при помощи орудий, человек научился владеть и собственной психикой: у него появились высшие психические функции (мышление, речь).

Человек овладевает и собственным поведением также при помощи орудий — особых, психологических, которыми являются знаки.


Выготский считал, что основными элементами сознания, его своеобразными «клеточками» являются значения слов, поэтому развитие сознания происходит с развитием речи, через коммуникацию с другими людьми.

Культурно-историческую теорию доказывает, например, феномен существования «детей-маугли» - воспитанных сообществом животных. К сожалению, найденные уже в довольно взрослом возрасте, они не смогли войти в сообщество людей, освоить речь и развить свое мышление до приемлемого уровня. Несмотря на полноценный человеческий мозг, их развитие осталось на уровне животного.


Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.


Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву

Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:

- новорожденный, 0-2 месяца — формирование ощущений, простейшая ориентировка в окружающей среде, «реакция оживления» при приближении значимой фигуры, улыбка;

- ранний младенческий возраст, 2-6 месяцев — первые хватательные акты руками, предметное восприятие, простые операции с игрушками;

- поздний младенческий период, 6-12 месяцев — первые совместные действия со взрослыми, появление первых признаков речи и осмысленной реакции на чужую речь, подражание взрослым;

- ранний дошкольный возраст, 1-3 года — появление основных мыслительных функций через действия (игру) с предметами, появление осознания себя как отдельного существа («Я сам»), формирование собственного отношения к окружающему миру;

- дошкольный возраст, 1-7 лет — сюжетные ролевые игры, формирование воображения, закладывание черт будущего характера, активное усваивание социальных норм и правил;

- школьный возраст, 7-12 лет — активное развитие всех познавательных функций, личности, коммуникативных функций через общение в коллективе, основная деятельность в этот период — учебная, более полное осознание своей половой принадлежности;

- подростковый, ранний юношеский возраст, 13-18 лет — стремление к самореализации, постановка целей будущей жизни, закладывание полового поведения и психологического портрета личности.


По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.

Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.


Периодизация по Г. К. Ушакову

Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:

- Реакции ребенка в первые месяцы жизни на внешние раздражители: голод, холод, темноту и свет, изменение положения тела. Основная физиологически обусловленная реакция — плач. Вызывается инстинктивно, так как необходима для выживания.

- До 6 месяцев. Первичные ассоциации (например, движения глаз и фиксация предметов), дифференциация раздражителей (цвета, запаха, вкуса), на основе которых формируются первоначальные движения (хватательный рефлекс). Происходит овладение пространством: от ближайшего до расстояния вытянутой руки. Некоторые впечатления начинают связываться с внешними объектами, которые их вызывают. Подражание речи: «лепет». Это этап первичного сравнения и выделения себя из окружающей среды, который и характеризуется первыми «ростками» сознания.

- 10-13 месяцев. Переход в вертикальное положение. Этот процесс дает качественный скачок в развитии, так как существенно увеличиваются возможности для исследования среды. Происходит высвобождение руки для использования ею орудий труда, действий с предметами. Начало развития речи, освоение первых слов.

- 14-24 месяца. Интенсивное развитие речи. Освоение основных речевых конструкций и частицы «Я», что дает возможность придать мысли ребенка направленность.

- 3-5 лет. Первый возрастной кризис: «Я сам». Освоение пространственных и временных представлений, развитие целеполагания. Прогрессирующее выделение «Я» из окружающей среды и развитие волевой сферы. Закладывается самооценка.

- 5-7 лет. Развитие представлений о мире и собственного воображения ребенка. Умение ориентироваться в реальности, пространстве и времени, собственном теле. Формируются черты характера.

- 7-12 лет и далее. Интенсивное развитие всех психических функций, накопление объема знаний и опыта.


Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами. (https://psychosearch.ru/teoriya/psikhika/652-theories-of-origin-of-consciousness-in-ontogenesis?ysclid=ls4j1xmnmd579526719)


По гипотезе А.Н. Леонтьева возникновение сознания в процессе эволюции было обусловлено переходом предков современного человека ( 40 тыс. лет назад - HOMO SAPIENS - человек разумный) к качественно иному поведению в природе: от адаптивного к активному, от приспособительного к преобразовательному, направленному на удовлетворение потребностей путем совместного воздействия на природу.

Сознание - это высшая, интегрирующая форма психического отражения, результат общественно-исторических условий формирования человека в совместной деятельности и общении с другими людьми. Сознание не может быть познано само по себе, поскольку оно выражает себя именно через деятельность.

23 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

СОЗНАНИЕ Часть 2 (продолжение)

Живая материя Живые организмы на нашей планете проходят длительный процесс развития, что становится причиной качественных изменений самой биосферы. Термин ноосфера был предложен французским ученым Э. 

Comentarios


bottom of page