top of page
  • Фото автораTолик

Экономический базис и психология масс


Экономический базис формируют общество и его составляющие, то есть создает надстройку, к которой относятся государство (орудие эксплуатирующего класса) и его составляющие – образовательная система, мораль, и т.д.

Учитывая, что надстройка порождена базисом, учитывая то, что психология общества – есть часть надстройки, то соответственно, с полной уверенностью можно сказать, что психология, общественные идеи и мораль – есть также порождение базиса.

Теперь, давайте поговорим о влиянии базиса на психологию людей.

Стоит разобрать пару вещей, которые культивируются в современном обществе: 1. жадность и желание воровать и получать все больше и больше денег – есть ничто иное, как часть “природы человека”; 2. леность и тунеядство есть проявление “человеческой природы”.

“Жадность – есть природа человека”.

Основа данного утверждения – желание буржуазии получать все больше и больше прибыли для себя и своей семьи, а также желание представителей пролетариата и разных прослоек (кроме буржуазной интеллигенции, сидящей на зарплате у буржуазии) получить как можно больше денег для хоть какой-то нормальной жизни.

Здесь можно заметить, что главное в этой основе находиться не в биологической плоскости, а в экономической.

Пролетариат, лишенный средств производства и в связи с этим вынужденный продавать свою рабочую силу капиталистам/буржуа – владельцам средств производства – вынужден грабить, желать все больше и больше денег (тут стоить говорить о денежном фетишизме); но основой этих желаний, этих действий не биологические, а экономико-социальные (люди хотят лучше жить, лучше питаться (также стоит сказать о роли рекламы разных “нужных и важных” гаджетов и предметов (к примеру – все более новые версии айфонов)), и т.д.). Именно экономическая нужда толкает человека на преступления. От этого (учитывая и мелкобуржуазную и мещанскую идеологию, господствующую при капитализме), в сознании, в психологии, пролетария создается своеобразный культ денег.

Предвосхищая вероятный аргумент, что мол и в социалистическом обществе были кражи и т.д., могу сказать две вещи: 1. с переходом от капитализма к социализму, к сожалению, остаются “родимые пятна” капитализма, к которым относиться и мелкобуржуазный “культ денег”, отчего существование грабителей и бандитов при построении социализма, к сожалению, хоть и противоестественно, но вовсе не неожиданно; 2 СССР (на определенном этапе) являлось страной, только лишь строящим социализм, то есть страной, борющейся с “родимыми пятнами капитализма”.

Буржуа, нанимая пролетариев, и получая с них прибавочную стоимость (которая производиться рабочим в т.н. прибавочное рабочее время (об этом будет в следующих статьях)) – ту самую прибыль, по сути никак не работает, получая лишь прибыль (даже умственный труд крупная буржуазия перекладывает на нанимаемых ими финансовых аналитиков, секретарей, и т.д.). Такая жизнь создает в сознании буржуа с одной стороны пренебрежение к пролетариату, с другой – желание получать все больше и больше прибыли (такое же происходило и с рабовладельцами, и с феодалами). То есть желание буржуазии получать все больше прибыли основано на экономических законах.

Отсюда следует две вещи: 1. теория о том, что жадность есть часть природы человека – ложна и не научна; 2. жадность, в связи с экономической ситуацией и с господствующей мелкобуржуазной, мещанской, идеологией есть основа классового, капиталистического общества.

“Леность и тунеядство есть проявление человеческой природы”.

Что касается второго тезиса, то основа его то, что сейчас некоторые люди (речь идет о представителях низов, не о буржуазии и ее союзников) либо не трудоустроены, либо ведут заработок в интернете.

Однако, и в данном случае главное – экономико-социальное положение.

Деиндустриализация (то есть ликвидация заводов (или их перенос в страны с дешевой рабочей силой (так называемые страны третьего мира)), сокращение рабочих мест, ведет к таким результатам, как увеличению безработицы и сокращению образованности в той или иной индустриальной области (ведь если в стране уничтожается промышленность, если те или иные профессии становятся весьма редки и не рентабельны, то люди, понимая что обучение на эту профессию никак особо не улучшит их положения, просто не учиться на нее).

Что же касается буржуазии и ее союзников (той же буржуазной интеллигенции), то о том, почему они ленивы – сказано все выше.

Итог.

Экономический базис, как основа любого общества, формирует и влияет не только структуру общества в целом (его мораль, образовательную систему, и т.д.), но и каждого человека в целом. И в первую очередь – его психологию.

Человек, будучи “пластилином”, будучи частью общества, будучи частью экономической системы, подвержен влиянию этой экономической системы, этого общества. Лишь уровень его классовой сознательности (о которой будет речь в других статьях) определяет, согласен он с таким общественным укладом, согласен ли он с такой экономической системой, или нет. Будет ли он продолжать свою жизнь в той ипостаси, в которой существует сейчас, или будет бороться за изменение, за более прогрессивное общество, прогрессивную экономическую систему.

Разуметься, для плодотворной, победоносной борьбы, для победы революции, одной классовой сознательности мало. Нужна революционная пролетарская партия, нужно, чтобы сам старый базис был развит настолько, чтобы быть смещенным новым, передовым, прогрессивным базисом. Впрочем, это уже совсем другая история.

60 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Commentaires


bottom of page