top of page

ЯБоги


«В наше время ставить вопрос о «первичности» — демонстрировать свое невежество в области естественных наук», — так написала одна дамочка в марксистской рассылке. И можно было бы не комментировать, фраза говорит за себя, но уж очень она характерна. Оставим дамочку анонимной, в конце концов она не самый страшный ЯБог в современном мире ЯБожества, но отметим это характерное интеллигентское заигрывание с якобы наукой и якобы объективностью.


Попросите любого такого интеллигента и даже марксиста сформулировать основной вопрос философии и его долго будет козявить и корежить, как будто ты его заставляешь что-то ужасное сказать. И в случае с нашей дамочкой только моя нудная настойчивость заставила ее сказать нечто определённое, то есть определённое настолько, чтобы больше не считать нашу героиню марксисткой, хотя она и написала пару сомнительных книжек по теме.

Энгельс ставит проблему предельно ясно:

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию.

<…>

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, — а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

(Сочинения, Т.21, С.282 — 283).

И вот эта предельная ясность оказывается есть демонстрация невежества в области естественных наук.

Энгельс говорит, что всякое отличное от материализма отношение к основному вопросу философии есть признание «сотворения мира», то есть Бога. Но наши борцы с основным вопросом одновременно демонстрируют крайнюю позицию по отношению к верующим и церкви. Они более нас атеисты. Они рисуют карикатуры, они борются со строительством церквей, они воюют против передачи православной церкви Исакиевского собора, они танцуют в храме в пошлых одеждах — бесятся.

Ещё один участник рассылки — воинствующий антимарксист — сначала признал двоякую формулу нашей дамочки, а затем писал нечто воинствующее против христианства.

Но это не атеизм. Это война не против веры, а против конкурирующих религий. На место традиционных богов эти прости господи мыслители поставили самих себя. Они ЯБоги. Они требуют почитания себя любимых и своих теорий, не признавая вокруг себя ничего иного. Там, где субъективизм, однозначно нет места не только для церкви, но и для материализма. Таков печальный итог борьбы интеллигенции. Они боролись за себя и за свое право нести любую чушь, а пришли к той форме последовательного субъективизма, при которой не остается ровным счетом ничего кроме Я, последовательно уменьшающегося до умалишённого я.

Отсюда так много коммунистических партий, в которых образованная публика творит кумиров из себя или поклоняется вот таким ЯБожествам.

Иногда это клинический вопрос, просто больные умники. Но чаще классовый. Поклоняясь своему неповторимому уму, интеллигенция под лозунгами марксизма и коммунизма соткала мелкобуржуазную идеологию.

Конечно, не вся. Но происходящее симптоматичино.

Э.Нигмати

50 просмотров2 комментария

Недавние посты

Смотреть все

2 Comments


coldvonik
coldvonik
Feb 15, 2022

Основной вопрос философии формулируется на основании постулата о том, что мир состоит из 2-х противолежащих частей. Устранить эту дихотомию и вопрос исчезает. Для адепта/верующего/фанатика/убежденного человека факт разделения Реальности на ДУХ и МАТЕРИЮ - есть неоспоримая истина. Однако, осмелюсь предположить, что этот изначальный постулат ничем не подкреплен и недоказуем в принципе, а измышлен вследствие ущербности воспринимающего Реальность субъекта.

А что, если Дух и Материя это две стороны/ипостаси/проявления одной и той же единой и неразделимой энергетической Реальности, воспринимаемой нами частями...

Like
Replying to

Слово реальность (от лат. realis — вещественный, действительный) всего лишь другое название материи, что и приводит ваши рассуждения к абсурду. Хотите вы или не хотите, но вещественный мир приходится как-то обозначать, это во-первых, а во-вторых, вещественный мир способен постоять за себя. Если сильно пнуть ногою кирпич можно сломать палец, если схватиться рукой за оголенный провод, можно больше не проснуться и т.д.

Like
bottom of page